К себе на сайт!

Гиперактивность у детей

гиперактивность Детская гиперактивность – это психологическое и физическое развитие ребенка с дефицитом внимания, повышенной двигательной активностью, импульсивностью и возбудимостью. Гиперактивный ребенок старается успеть и сделать как можно больше, и все сразу. Результат, при этом, негативный, так как занявшись одним делом, ребенок переключается, тут же, на другое. Затем следует третье, четвертое, пятое и так далее. Все эти дела ребенок бросает, так и не доделав.

Первые признаки гиперактивности появляются в младшем школьном возрасте. Мальчики больше подвержены этому заболеванию.

В группу риска попадают дети, которые родились с помощью кесарева сечения, искусственно вскормленные, недоношенные. Также неблагоприятно на психику ребенка сказывается нестабильная, нервная обстановка в семье. Конечно, не все эти дети будут гиперактивными.

Гиперактивность у детей вызвана поражением тех лобных долей мозга, которые отвечают за контролирование поведения и последовательность действий. При этом, происходит нарушение целесообразности поведения, произвольной регуляции осознанной психической деятельности.

В мозгу происходит перераспределение ролей. Ослабевшие структуры мозга, отвечающие за торможение поведенческих и эмоциональных реакций, перестают функционировать правильно. А структуры, которые отвечают за активизацию психической деятельности, начинают функционировать на всю мощь. В результате всего этого, дети не могут достаточно сконцентрироваться на своей активной деятельности и мотивировать ее.

Причинами гиперактивности у детей могут быть: органическое повреждение мозга ребенка еще в утробе матери, наследственная предрасположенность и психологические травмы.

До шестилетнего возраста очень трудно определить, гиперактивен ребенок или нет. В дошкольном возрасте почти все дети ведут себя громко, надоедливо и непоседливо. Но это еще не означает, что все они гиперактивны. Исключением можно назвать тех детей, сверхактивность которых выходит за всякие рамки. Такой ребенок может даже принести себе вред, так как вообще не реагирует на запреты родителей и их заботу о его безопасности. Здесь тоже очень важно не спутать простую активность и навязчивую перевозбудимость. Итак, говорить о гиперактивности ребенка можно с уверенностью лишь тогда, когда он достигнет шестилетнего возраста. То есть пойдет в школу, где, учитывая требования к усидчивости и внимательности детей, его гиперактивность будет более заметна. Ребенок просто не сможет выполнять все требования учителей по учебной программе и дисциплине. При том, что интеллектуальные способности детей с гиперактивностью не уступают способностям других детей, у них начинаются проблемы с учебой. Такие дети не могут выполнить задание вовремя, у них появляются проблемы в общении с учителями и одноклассниками. Почти все требования учителей воспринимаются гиперактивными детьми, как что-то невообразимое и невыполнимое. В связи с этим, нередко возникают и конфликтные ситуации.

Симптомы

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться ни на каком, даже самом интересном, занятии.

Они часто теряют (и долго не могут найти) свои вещи.

Часто такие дети не реагируют на обращение к ним. Хотя хорошо слышат его.

Гиперактивные дети всячески стараются избежать неинтересных или требующих умственного напряжения занятий.

Часто, они берутся с радостью за занятие, но не заканчивают его, оставив на полпути. Настроение у таких детей часто меняется. Они почти всегда стремятся получить поощрение (при чем, здесь и сейчас) за успешно выполненное задание.

У детей с гиперактивностью проявляются трудности при организации игры или учебы.

Гиперактивный ребенок не может долго усидеть на одном месте. Важную информацию часто может и забыть. Он слишком болтлив, не может дождаться своей очереди, часто проявляет беспокойство, перебивает в разговоре других детей, мало спит, не подчиняется установленным правилам (даже в играх), отвечает на вопрос, еще до его высказывания.

При выявлении хотя бы пяти из этих пунктов у ребенка, стоит задуматься, не гиперактивен ли он. В таком случае стоит обратиться к специалисту. Можно проконсультироваться с школьным психологом, а если он подтвердит опасения, тогда уж обратиться к невропатологу.

Последствия

Гиперактивность может привести к осложнениям в развитии личности, формировании характера. У детей появляются трудности в обучении, в общении с родителями и другими детьми, в восприятии реального мира.

Если гиперактивность не лечить (не контролировать), она может сохраняться и в подростковом возрасте. При этом, появляется риск социально опасного поведения таких подростков.

Методы лечения и возможные осложнения

В процессе взросления гиперактивность может и исчезнуть. Но это не обязательно. Поведение таких детей необходимо корректировать и контролировать. Современные специалисты не рекомендуют ограничивать активность ребенка с помощью лекарственных препаратов, так как такой способ просто на время успокаивает ребенка, но не решает проблему полностью.

В первую очередь нужно помочь ребенку научиться владеть собой. Чтобы контролировать негативные эмоции, можно использовать «агрессивные» игры. Гиперактивному ребенку просто необходимо выплескивать свои эмоции и бурлящую в нем энергию. Поэтому, иногда можно разрешить ему попинать что-нибудь ногами, покидать в воду камни, бить палкой по земле, попрыгать, покричать и т.д. В то же время, полезными являются и пассивные игры. Иногда можно предложить ребенку порисовать и вылепить фигурку из пластилина. Главное – заинтересовать малыша.

Гиперактивного ребенка рекомендуется обучать по специально составленной программе. Такую программу желательно подбирать индивидуально для каждого ребенка. Составлять ее нужно совместно с родителями, врачами, учителями и психологами. Объем занятий должен быть небольшим, чтобы урок не отнимал много времени, иначе ребенок просто бросит такое задание, даже не решив его. Если нет возможности обучать ребенка по специальной программе в школьном заведении, то стоит задуматься об индивидуальных занятиях.

Основную роль в корректировке поведения детей с гиперактивностью, все же играют их родители. Поэтому, взрослым нужно запомнить несколько важных правил при общении с гиперактивными детьми. Необходимо избегать резких интонаций голоса в разговоре с ребенком, меньше употреблять различных «нельзя» и «нет», почаще хвалить детей за их успехи, стараться не допускать переутомления ребенка, следить за распорядком дня, чаще гулять, приучать ребенка к занятиям спортом.

Следует не допускать излишнего поощрения и повышенных требований к ребенку. В то же время, стоит четко разъяснить детям правила и их обязанности. Объяснять, как лучше распределить свои силы в выполнении заданий.

Еще одним важным пунктом при работе с гиперактивными детьми, следует назвать правильное питание. В меню ребенка должны присутствовать все необходимые витамины и минералы. Ограничено должно быть употребление копченостей, жареных блюд, шоколада, газировки. Ни в коем случае нельзя давать ребенку натуральный кофе, даже с молоком.

Родителям также стоит почаще говорить ребенку, как они сильно любят его. Ведь любовь родителей – это главная терапия.

задать вопрос врачу онлайн

Комментарии   

 
-2 #1 Ирина 05.11.2014 19:33
Моей дочери поставили диагноз гиперактивность . Она делает все что ей вздумается, делает вид что меня не слышит. В саду постоянно отчитывают меня за ее плохое поведение. У врача были, назначил метод лечения таблетками, но ничего не помогает, положительного эффекта от них не наблюдается. Совсем не знаю что делать
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Статьи о педиатрии

Заботимся о малыше - делаем массаж стоп!

Каждая хорошая мама хочет сделать все возможное для благополучия своего ребенка. Особенно если это касается его здоровья. Существует много способов,...

Читать полностью

Гайморит у детей

Детский организм в период созревания гораздо чаще подвергается атакам различных инфекций, чем взрослый, который уже обладает хорошим иммунитетом. Одним из таких заболеваний является гайморит – воспалительные процессы в гайморовой ...

Читать полностью

Бактериальные инфекции у детей

Какими бывают бактериальным инфекции? Первыми живыми существами, которые более трёх миллиардов лет назад появились на Земле, были бактерии - простые и настолько маленькие организмы, что без м...

Читать полностью

Вопросы по теме
Нистатин и планирование
Здравствуйте. мы с мужем пьем нистатин. Последние таблетки нистатина приходят на мою овуляцию. Можно...

Читать полностью

Врачи ничего не делают и ждут когда близнецам станет критически плохо!
Здравствуйте! Помогите пожалуйста! У меня монохориальная диамниотическая двойня, сейчас 29 недель. П...

Читать полностью

Читайте также
Загрузка...